воскресенье, 20 ноября 2011 г.

Масштаб карты

"Без карты нет и не может быть географии,
картой география начинается и ею же заканчивается.
Карта не только необходимый инструмент, это сама география"
Н. Н. Баранский


Мои ученики!
Мы перешли к изучению нового раздела в курсе географии 6 класса "Географическая карта". Я не случайно эпиграфом к этому сообщению взяла слова выдающегося советского учёного в области экономической географии Н. Н. Баранского. Действительно, при изучении географии нельзя обойтись без карты. Вы, наверное уже заметили, что ни один урок не обходится без того, чтобы мы не работали с географической картой, хотя мы только перешли к её подробному изучению. Вы узнаете ещё много интересного. Удачи!
 Как всегда предлагаю выполнить комплекс заданий, посмотреть видеоролики, поработать с модулями, и, конечно же после изучения, закрепления данной темы выполнить контрольное задания, которое будет размещено в конце этой недели и успеть выполнить его нужно будет до 2 декабря.





А вот ещё одно видео, которое было неотъемлемой частью урока географии десятки лет назад, вы, наверное не знаете что такое чёрно-белое кино, диафильмы, конечно, качество съёмки может быть, вас разочарует, но всё что там будет сказано для нас очень важно!

Все внимательно просмотрели предложенные видеофрагменты, ещё раз познакомились с понятием масштаб карты, а сейчас придётся подумать и решить несколько задач:

Задание 1. Переведите численный масштаб карты в именованный:
а) 1 : 200 000
б) 1 : 10 000 000
в) 1 : 25 000

Правило. Для более легкого перевода численного масштаба в именованный нужно посчитать, на сколько нулей кончается число в знаменателе. Например, в масштабе 1 : 500 000 в знаменателе после цифры 5 находится пять нулей.
Если после цифры в знаменателе пять и более нулей, то, закрыв (пальцем, авторучкой или просто зачеркнув) пять нулей, получим число километров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте. Пример для масштаба 1 : 500 000. В знаменателе после цифры — пять нулей, закрыв их, получим для именованного масштаба: в 1 см на карте 5 километров на местности.
Если после цифры в знаменателе менее пяти нулей, то, закрыв два нуля, получим число метров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте. Если, например, в знаменателе масштаба 1 : 10 000 закроем два нуля, получим: в 1 см — 100 м.

Задание 2. Переведите именованный масштаб в численный:
а) в 1 см — 500 м
б) в 1 см — 10 км
в) в 1 см — 250 км
Правило. Для более легкого перевода именованного масштаба в численный нужно перевести расстояние на местности, указанное в именованном масштабе, в сантиметры. Если расстояние на местности выражено в метрах, чтобы получить знаменатель численного масштаба, нужно приписать два нуля, если в километрах, то пять нулей.
Например, для именованного масштаба в 1 см — 100 м расстояние на местности выражено в метрах, поэтому для численного масштаба приписываем два нуля и получаем: 1 : 10 000. Для масштаба в 1 см — 5 км приписываем к пятерке пять нулей и получаем: 1 : 500 000.

Задание 3. Определите расстояние между пунктами по физической карте России в атласе 6-го класса:
а) Москва и Мурманск
б) гора Нaродная (Уральские горы) и гора Белуха (горы Алтай)
в) мыс Дежнева (Чукотский полуостров) и мыс Лопатка (полуостров Камчатка)

Правило. При определении расстояния по карте между пунктами следует:
1. Измерить при помощи линейки расстояние в сантиметрах между пунктами. Например, расстояние между городами Москва и Астрахань на карте составляет 6,5 см.
2. Узнать по именованному масштабу, сколько километров (метров) на местности соответствует 1 см на карте.
(На физической карте России в географическом атласе 6-го класса 1 см на карте соответствует 200 км на местности.)
3. Измеренное линейкой расстояние между пунктами умножить на количество километров (метров) на местности для данного масштаба.
6,5 x 200 = 1300 км.

Задание 4. Измерьте протяженность рек по физической карте России в атласе 6-го класса:
а) река Ока;
б) река Урал;
в) река Кама.

Измерения извилистых линий на карте (в данном случае рек) проводятся при помощи курвиметра либо нитки.
Как измерить длину реки при помощи нитки (правило).
1.  Нитку нужно смочить, иначе уложить ее на бумагу трудно.
2. Приложить нитку к кривой линии (к реке — от истока до устья) так, чтобы она повторяла все изгибы реки.
3. Отметить на нитке (пальцами или пинцетами) точки истока и устья (можно аккуратно обрезать нитку ножницами по этим точкам).
4. Распрямить нитку, замеченный (или отрезанный) участок нитки приложить к линейке и измерить, сколько в нем сантиметров. Результат измерения умножить на количество километров на местности для данного масштаба. (Можно приложить нитку к линейному масштабу на карте и сразу прочитать длину реки.)

Ответы присылаем на мою электронную почту: olg.kvasnikova@yandex.ru.
До 2 декабря! Рано утром 2 декабря все ваши ответы будут выложены в комментариии к этому сообщению.
Ответы принимаются, соответствуя следующей форме:
Задание 1. а) в 1 см ______км  б) в 1 см ______км в)в 1 см  _______км
Задание 2. а) 1 : ______  б) 1 : ______ в) 1 : _______
Задание 3. а) ______ км б) ______км в) _______км
Задание 4. а) примерно______км  б) примерно_____км в) примерно______км

Желаю всем удачи!

1 комментарий:

  1. Миша Т.
    1.а.200 б.10 000 в.25
    2.а.500 м б.10 км в.250км
    3.а.262,5 км б.441 км в.441 км
    4.а.1 881 б.1 600 в.940

    Алиса К.
    Задание 1. а)в 1 см 2 км б) в 1 см 100км в) в 1см 250м.
    Задание 2. а) 1:50000 б)1:1000000 в)1:25000000.
    Задание 3. а) 1450 км б) 1700 км в) 2000 км.
    Задание 4. а) примерно 255 км б) примерно 1164 км. в) примерно 1805км.

    Аня М.
    Задание 1. а) в 1 см 2 км б) в 1 см 100 км в)в 1 см 250 км
    Задание 2. а) 1 : 50000 б) 1 : 1000000 в) 1 : 25000000
    Задание 3. а) 400 км б) 600 км в)200 км
    Задание 4. а) примерно 1500 км б) примерно 2430 км в) примерно 1800 км

    Юля Ю.
    1. а) В 1см - 2км б) В 1см - 100км в) В 1см - 250м
    2. а) 1 : 50 000 б) 1 : 1 000 000 в) 1 : 25 000 000
    3. а) 7,5 x 200 = 1500км б) 11 x 200 = 2200км в) 12,5 x 200 = 2500км
    4. а) Примерно 1800км б) Примерно 1400км в) Примерно 1800км

    Ангелина Е.
    Задание 1. а) в 1 см 2 км б) в 1 см 100 км в)в 1 см 250 км
    Задание 2. а) 1 : 50 000 б) 1 : 1 000 000 в) 1 : 25 000 000
    Задание 3. а) 400 км б) 600 км в) 200 км
    Задание 4. а) примерно 1500 км б) примерно 2430 км в) примерно 1800 км

    Регина К.
    Задание 1.а) в 1см-2км б)в 1см-100км в)в 1см-250м
    Задание 2.а)1:50000 б)1:1000000 в)25000000
    Задание 3.а) 1460 км б) 2240 км в) 2500 км
    Задание 4.а) примерно 920 км б) примерно 1300 км в) примерно 1200 км

    Аня З.
    Задание 1.а) в 1 см 2 км б) в 1 см 100 км в)в 1 см 250 м
    Задание 2. а) 1 : 50 000 б) 1 : 1 000 000 в) 1 : 25 000 000


    Правильный ответ:
    Задание 1. а) в 1 см — 2 км; б) в 1 см — 100 км; в) в 1 см — 250 м.
    Задание 2. а) 1 : 50 000; б) 1 : 1 000 000; в) 1 : 25 000 000.
    Задание 3. а) 1460 км; б) 2240 км; в) 2500 км
    Задание 4. а) примерно 920 км; б) примерно 1300 км; в) примерно 1200 км.

    ОтветитьУдалить